Логотип «Харбегон»
г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 178/4 
krasnodar@harbegon.ru harbegon
+7 (961) 402-30-03
г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 178/4

Исследователи разработали спецодежду, способную «чуять» вредные газы

Исследователи разработали спецодежду, способную «чуять» вредные газы

Исследователи из Университета Тафтса в США разработали волокна, которые меняют цвет при взаимодействии с некоторыми газами. Вплетённые в спецодежду, волокна могут предоставить многоразовый, устойчивый к стиркам и доступный по цене датчик-анализатор газов для медицинской, промышленной и военной сфер. Результат исследования опубликован в журнале Scientific Reports.

Учёные подчёркивают, что ни в коем случае не выступают за прекращение использования электронных датчиков, однако ткань позволит рабочим получить данные мгновенно, без специального оборудования и навыков по обращению с ним. Такая технология может стать доступной более широкому кругу.

В тестировании использовались краска на основе марганца, мезо-тетрафенилпорфирин (MnTPP), метиловый красный и бромтимоловый синий. MnTPP и бромтимоловый синий могут обнаружить в воздухе аммиак, а метиловый красный — хлороводород, газы, которые часто выделяются при производстве удобрений и чистящих средств.

Чтобы удержать «волшебную» краску в волокне, используется трёхступенчатый процесс окрашивания: сначала волокно окунается в краситель, затем в уксусную кислоту, которая делает нить грубее. И наконец, в конце волокно обрабатывается полидиметилсилоксаном (PDMS), который обволакивает кислоту и краску, не позволяя им вымыться во время стирок. Важно то, что PDMS — газопроницаемое вещество.

Испробованные красители меняют свой цвет в зависимости от наличия или концентрации газов в воздухе. Уловить изменения цвета можно при помощи спектрометра, приложения на смартфоне или просто невооруженным глазом.

Новинка «работает» даже под водой, успешно обнаруживая следы растворённого аммиака. Всё потому, что PDMS — гидрофобный, но газопроницаемый материал: вода сквозь него не проникнет, а растворённые пузырьки газа — да.

Использовать спецодежду с уникальным красителем-датчиком можно до тех пор, пока она не станет застиранной — то есть, пока краска не вымоется из нитей. Иными словами, её можно стирать несколько раз без вреда для функциональности.


Случайные новости

Экологи: деликатный режим стирки наносит одежде больше вреда, чем обычный
30.09.2019

Экологи: деликатный режим стирки наносит одежде больше вреда, чем обычный

​Многие синтетические материалы, из которых в том числе изготавливается спецодежда, требуют бережного обращения — в частности, стирки в деликатном режиме. Однако австралийские экологи полагают, что деликатная стирка наносит куда больше вреда одежде, чем обыкновенная, и вдобавок вредит природе...

В США придумали невидимую для комаров ткань
03.09.2019

В США придумали невидимую для комаров ткань

Команда исследователей из Университета Брауна, США, работает над созданием материала, делающего облачённого в него человека фактически невидимым для насекомых...

Медведев призвал наращивать темпы производства средств индивидуальной защиты
21.12.2017

Медведев призвал наращивать темпы производства средств индивидуальной защиты

​В Москве состоялась XXI Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда», которую посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. На совещание, посвящённое снижению производственного травматизма, Медведев пригласил всех министров, занятых в областях с повышенным риском получения травм. Также премьер ознакомился со средствами индивидуальной защиты, выпускаемыми российскими компаниями.

Канадские исследователи придумали, как сделать олеофобную ткань безвредной
11.08.2020

Канадские исследователи придумали, как сделать олеофобную ткань безвредной

​Олеофобные материалы — это материалы, обладающие способностью отталкивать масло, не впитывая его.

Гонщики «Формулы 1» получат уникальные биометрические перчатки
06.10.2017

Гонщики «Формулы 1» получат уникальные биометрические перчатки

​С 2018 года все пилоты «Формулы 1» получат биометрические перчатки, которые позволят врачам отслеживать состояние водителей в случае тяжёлых ДТП. Технологию уже опробовали Red Bull, Ferrari и Mercedes. Об этом пишет официальный журнал FIA AUTO.